Отличия западного и азиатского воспитания детей
Не являясь профессиональным психологом можно понять, что успешность человека во многом зависит от его воспитания. Конечно, генетические факторы тоже играют не маловажную роль. Например, ученые уже установили определенные гены, которые отвечают за типы темперамента человека. Но определенно можно сказать, что воспитание играет первостепенную роль в становлении личности и направлении ее развития. Какие основные традиции воспитания?
Перед нами есть результаты тысяч лет истории развития человечества. Китайский опыт, азиатский, арабский, европейский, российский, американский, африканский и др. Как правило, люди живущие на какой-либо географической территории придерживаются определенных правил и традиций своих родителей, религии, отстаивая именно свой метод воспитания. Правильно ли это и следует ли нам прислушаться к другим методам воспитания?
На самом деле это очень сложный вопрос. Географически и ментально наиболее близки нам азиатские и европейские традиции. Воспитание в этих системах сильно отличается друг от друга. Например, в Китае детей воспитывают по принципу - я тебя родил, и ты мне должен всю жизнь. Такие принципы мы можем заметить и в нашей стране в некоторых южных регионах, и в бывших советских республиках, когда дети боготворят своих родителей, работают и отправляют средства на их содержание. В западной системе напротив, считается, что дети ничем не обязаны своим родителям. Ведь дети не выбирают их. Родители сами дали жизнь, поэтому должны им помогать. Итак, давайте подробнее посмотрим, в чем состоят основные отличия европейского и азиатского воспитания.
В Китае детей принято отдавать в ясли с младенчества, чтобы ребенок как можно раньше научился контактировать с коллективом в соответствии с принятыми правилами и нормами. Чего не скажешь о западных родителях, которые чаще отдают свои чада в детский сад только по достижении 3-х летнего возраста, чтобы уберечь их незрелую психику от возможных неприятностей.
Азиатские родители посвящают себя воспитанию и занятиям с детьми в среднем в 10 раз больше времени, чем европейские. И если до 5 лет азиатскому ребенку позволено многое, то далее наступает период строгой дисциплины, прилежного обучения и преодоления трудностей. Родители сами знают, что нужно их ребенку, какие кружки ему посещать и на каких инструментах играть. Максимально исключается все, что по мнению родителей не служит целям воспитания - социальные сети, компьютерные игры, вечеринки (зачем? все это пустая трата времени). Ребенок должен быть лучшим учеником и, если это не получается, значит это недоработки родителей и ошибки воспитания.
Западные родители видят в своих детях, в первую очередь, личность с правом выбора. Ребенку не навязывают то, чем он не хочет заниматься. Родители стараются сделать его обучение по возможности приятным. Они не будут требовать от детей выдающихся результатов, чтобы не перегрузить их и не травмировать хрупкую психику. В западных традициях понять, подсказать, помочь и поддержать ребенка в трудностях.
Заметные отличия есть и в школьной системе образования. В азиатской школе каждый класс - это своего рода маленький дом или семья, где царствуют глубокая эмоциональная привязанность и неформальные отношения. Дети живут и общаются как одна семья, дружат вне школы, коллективные отношения и традиции важнее индивидуальных предпочтений. Учитель в такой школе в непререкаемом авторитете. И, если ребенок принес домой тройку, мама не станет обвинять учителя или школу, а предельно прямо выскажет неодобрение своему чаду и с еще большими силами примется исправлять пробелы в учебе вместе с ним.
Западная система отличается раздельным обучением разных возрастов в начальной, средней и высшей школах, которые больше похожи на фабрики знаний, где каждый ученик движется по собственному плану, делая акцент на тех знаниях, которые по его мнению ему необходимы. Такая частая смена коллективов и учителей не подразумевает формирования и преемственности какой-либо определенной традиции или культуры. Учителя по большому счету не требуют дисциплины или строгого выполнения своих указаний, они занимаются обучением предметам и передачей знаний. В такой среде у ребенка отлично формируются навыки индивидуализма и критического мышления, работы в группе и быстро меняющейся обстановке.
Как видим, в семье и школе наблюдаются общие подходы к воспитанию - коллективизм в азиатской системе и индивидуализм в западной.
Азиатская семья и школа | Западная семья и школа |
Опека и контроль поведения, строгие нормы и правила для всего коллектива | Поощрение индивидуализма, независимости и автономии детей |
Беспрекословный авторитет родителей и учителей, отклонение от норм поведения наказывается | Родители и учителя - положительные примеры поведения, но их мнение может быть оспорено, приветствуются оригинальные решения и независимое поведение |
Дети воспринимаются взрослыми "как маленькие", они не принимают участия в обсуждении "взрослых" вопросов и табуированных тем | Дети воспринимаются взрослыми "на равных", с ними советуются и обсуждают самые разные вопросы (в т.ч. сексуальные) |
Высокая эмоциональная привязанность внутри семьи или класса, дружеские отношения | Низкая эмоциональная привязка и поддержка, партнерские отношения |
Задача семьи и школы - обеспечить успеваемость и дисциплину в рамках общепринятых норм | Задача семьи и школы - научить ребенка находить необходимую информацию и пользоваться знаниями в зависимости от индивидуальных потребностей |
Результатом воспитания в азиатской системе являются послушные дети, которые проявляют заботу о своих родителях всю жизнь, прилежно учатся и ценятся на работе. Они достаточно эрудированы и воспитаны в рамках своей культуры. Но они плохо адаптируются к новым коллективам и быстро меняющимся условиям. Европейские дети, напротив, меньше привязаны к своим родителям, позднее создают собственную семью, т.к. делают карьеру и зарабатывают деньги. Обладают только теми глубокими знаниями, которые необходимы в текущей деятельности. Они отлично чувствуют себя в новых коллективах и не заморачиваются эмоциональной привязанностью к сослуживцам.
Какая же система воспитания лучше? Наверно, нет однозначного ответа. Идеальным было бы сочетание европейского и азиатского стилей, но следует помнить, что в сложившихся культурных традициях не всегда поймут ребенка с "другим" поведением. На Западе сегодня родители могут лишиться своих прав за такие меры воздействия на ребенка, которые у нас считались в порядке вещей. Другими словами, методы воспитания, которые дают ожидаемый положительный результат в одних странах, не всегда приводят в такому же эффекту в других.
Любите и верьте в своих детей, радуйтесь их успехам и достижениям, раз за разом предъявляя все большие требования. Учите их самостоятельности в принятии решений, используя лучший опыт коллективного и индивидуального подходов.
- Дата создания: 29 Сентября 2017
- Просмотры: 3279